Книга «Чёрная осень»

Майоров, Геннадий Николаевич Чёрная осень – Орёл, издательство «3-е ИЮЛЯ», 2022. – 632 стр.

В 2018 году в издательстве «3-е ИЮЛЯ» вышла в свет книга «Засекреченная война», вызвавшая широкий общественный резонанс. Автор, кропотливо изучавший и анализировавший архивные документы, свидетельства очевидцев и участников самой страшной войны XX века, обнародовал неизвестные доселе факты.

Отдавая должное героизму и мужеству простых людей, вставших на защиту Отечества, писатель рассказал о трусости и предательстве многих должностных лиц, которые обязаны были не допустить разгромных поражений, пленения миллионов советских солдат. Сторонники власть предержащих и сегодня скрывают всю правду о том времени, молчаливо оправдывая репрессивный молох, уничтоживший неподсчитанное до сих пор количество как штатских, так и военных – лучших людей страны…

«Чёрная осень сорок первого года» своего рода продолжение этой же темы. Горькой и страшной. Автор опять же опирается не только на свои умозаключения, но и беспристрастные документы из американских и немецких архивов (наши по прежнему замурованы для исследователей), а также мнения и версии обеих противоборствующих сторон. Читатель заметит, что об одних и тех же событиях будет рассказано несколько раз. Но устами разных людей. С разными подтекстами. Поэтому не спешите делать выводы…

Цена: 1000 рублей

Ознакомительный фрагмент

Предисловие

В книге В.Д. Успенского «Тайный советник вождя» я прочёл:

«В обширных подвалах Главного разведывательного управления наших Вооружённых Сил хранятся запаянные металлические гробы- ящики с документами строгой секретности. Ничего особенного, обычная практика спецслужб многих стран, особенно характерная, скажем, для Англии. На ящиках обозначения: вскрыть не раньше такого то года. А на некоторых вообще нет маркировки, срок не указан. Такие ящики, на мой взгляд, лучше никогда не вскрывать, а если и делать это, то лишь в самом узком кругу специалистов, давших клятву не разглашать узнанное, а при нарушении клятвы – подвергнуться смертной казни. Через повешенье – это страшнее.

Почему такая строгость? Да потому, что государственные тайны надлежит не разбазаривать, а соблюдать соответствующим образом. А ещё, и это, пожалуй, главное, потому что последствия разглашения могут быть самыми неожиданными, трагическими и даже губительными для ни в чём не повинных людей. Назову примерную возможность, одну из многих. Вот есть хорошая семья, где все любят и уважают друг друга, гордятся своим прошлым и настоящим. И вдруг всплывают такие обескураживающие сведения, которые вроде бы переворачивают всё с ног на голову. Хоть беги на кладбище и разбивай там надгробную плиту деда, прадеда или дяди, а детям, внукам и правнукам впору волосы на себе рвать, от людей скрываться, боясь стыда и позора. Причём может быть и так, что даже сами граждане, фигурирующие в секретных документах, не знали о своей причастности к какому то преступлению, к какой то богомерзкой афере, являлись просто неосведомлёнными исполнителями – случается и такое.

Чекисты правильно поступают, далеко не всё предавая огласке. Нас же с вами берегут, дорогие сограждане. А доберись до особых документов падкие на сенсации журналисты, сколько бед доставили бы они своими сенсациями ныне живущим людям! Они же готовы очернить, охаять кого угодно, к примеру, даже таких чистых, честных, хороших писателей, как Михаил Булгаков, Фёдор Гладков, Алексей Новиков-Прибой, Вячеслав Шишков, Сергей Сергеев Ценский… Это я навскидку… И спасибо тем чекистам, которые хоть как то, наперекор враждебным веяниям, оберегают славные российские имена от гнусных посягательств представителей второй древнейшей профессии».

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ. ВРОДЕ БЫ С БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ. НО НА САМОМ ДЕЛЕ ЗА ЭТИМИ ПОСТУЛАТАМИ СТОИТ ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ОПРАВДАНИЕ ТЕХ ЗВЕРСТВ И УЖАСОВ, ЧТО ТВОРИЛИ ВЛАСТИТЕЛИ ЛЮДСКИХ СУДЕБ. И ПОЧЕМУ ЭТО МЫ ДОЛЖНЫ ЩАДИТЬ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ ИХ ВНУКОВ И ПРАВНУКОВ? А КТО ТОГДА ПОДУМАЕТ О МИЛЛИОНАХ НЕВИННО УБИЕННЫХ? О ТОМ, ЧТО ИХ РОДСТВЕННИКИ ДО СИХ ПОР НЕ ПОЛУЧИЛИ НИКАКИХ КОМПЕНСАЦИЙ, НИКАКИХ ИЗВИНЕНИЙ…

НЕТ, ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ ДОЛЖЕН БЫТЬ СНЯТ! И КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬ ПО ЗАСЛУГАМ.

Мне больше по духу выражение великого русского писателя Виктора Астафьева, который как-то очень метко заметил: «Кто замалчивает правду о войне минувшей, тот приготовляет войну будущую».

Приведу и цитату Льва Николаевича Толстого: «Разоблачённая ложь есть столь же важное приобретение для блага человечества, как ясно выраженная истина».

С такими классиками трудно не согласиться.

Каждое событие имеет свою предысторию. И даже, забегая вперёд, мы постоянно возвращаемся к истокам, чтобы понять откуда и почему возникло то или иное явление. Вот и сегодня, рассказывая о самом драматичном периоде истории Великой Отечественной войны, мы будем постоянно расширять диапазон нашего интереса к исследуемым событиям, чтобы  сохранить целостность всей картины. Чтобы лучше понять мотивы поступков и психологию интересующих нас действующих лиц.

Подчёркиваю, мало получить в руки тот или иной документ, многие из которых весьма субъективны, а уж если говорить о допросах в НКВД, то и подавно. Важно проанализировать все точки зрения, постараться понять мотивацию человека, оказавшегося в предлагаемых обстоятельствах, время действия и совокупность поступков, их зависимость от решений сверху и конформизма со своей совестью.

Поэтому, уж извините, советские историки и их сегодняшние последователи, но ваше «не дадим переписать историю» шито белыми нитками. Понимаю, как прискорбно сознавать, что все ваши труды создавались под идеологическим прессом, когда любое другое мнение, кроме уже обозначенного, могло навлечь немало неприятностей. Бог вам судья, оставайтесь при своём мнении. Но только не надо его навязывать нынешнему поколению, которое, безусловно, намного умнее и патриотичнее вас.

А сейчас, прежде чем проанализировать чёрную осень сорок первого года, совершим экскурс на несколько лет вперёд…

В ночь на 30 декабря 1945 года в Брянске заметно похолодало. Комендант УНКВД капитан Потапенко срочно приказал разбудить трёх бойцов. Старший из них старшина Головко, бывший колхозный плотник, получив приказ, лишь уточнил:

– Времени у нас сколько?

– Надо закончить как можно скорее, – уклончиво ответил Потапенко. – Поехали, я покажу место.

Остановились на углу Театральной площади, там, где у немцев был оборудован сектор для зенитного обстрела. Из следом подъехавшей полуторки уже разгружали нетёсаные брёвна.

– Ну что, мальцы, застыли, – вяло буркнул пожилой старшина, – давайте за дело, а то замёрзнете.

Земля рядом с немецким кладбищем оказалась на удивление податливой. Быстро выкопали две ямки в рост человека. Установили столбы, утрамбовав их битым кирпичом. Оставалось сверху скрепить конструкцию ещё одним бревном. Старшина обернулся в сторону коменданта:

– Сколько крюков вбивать?

– Три, – твёрдо отозвался Потапенко.

– Так их вроде четверо… Завтра же только приговор…

– Отставить разговоры. Всё уже решено. Три верёвки и – точка!

…Рассвело. Первые случайные прохожие с удивлением взирали на виселицу, вокруг которой, согреваясь, вышагивала немногочисленная охрана. Многие даже не подозревали, что ровно в полдень в гарнизонном Доме офицеров будет объявлен приговор двум немецким генералам и двум ефрейторам. Скорый пятидневный процесс над военными преступниками проходил в строжайшей секретности, на судебные заседания получали приглашения только самые проверенные и надёжные товарищи, жёстко проинструктированные чекистами.

Судебное заседание объявили закрытым в 13 часов 30 декабря 1945 года. Через два часа свершилась казнь. Ещё через час, в нарастающих сумерках, трупы сняли. Капитан медслужбы Зубков произвёл осмотр «на предмет установления смерти трёх военнослужащих германской армии». Казнённых уже в ночь на 31 декабря закопали неподалёку. Акт почему-то скрепили печатью Орловского УНКВД, хотя под приговором поставили оттиск Брянского управления внутренних дел… Мелкий игольчатый снег вяло заполнял погружённый в темноту город, забеливал натоптанную солдатскими сапогами землю. А уже под утро кто-то спилил виселицу, народ поспешил раздербанить нелишние в хозяйстве брёвна на растопку, людям всё ещё не хватало элементарного тепла…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *